ЗАКАЖИТЕ СЕГОДНЯ!Завтра может быть поздно!

История коллажа

Пабло Пикассо. Woman with a Fan Пабло Пикассо 1907. Woman with a Fan
Пабло Пикассо 1921. Seated Nude drying her feetПабло Пикассо 1921. Seated Nude drying her feet
Пабло Пикассо 1913. HeadПабло Пикассо 1913. Head
Пабло Пикассо 1905. Venus and CupidПабло Пикассо 1905. Venus and Cupid

Pablo Picasso - не реальная реальность

Pablo PicassoPablo Picasso

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года на юге Испании в Малаге. Отец Пабло Пикассо, Хосе Руги Бласко - художник, преподававший рисование в «Школе изящных искусств и ремесел», мать Мария Пикассо Лопес. Юный Пикассо, старательно подражая отцу, создает рисунки, характеризующиеся удивительной точностью линий и необыкновенно острой наблюдательностью. В 1891 году после переезда семьи на Атлантическом побережье Испании, в Ла-Корунью, Пабло Пикассо начинает серьезно заниматься живописью.

В 1895 году отец Пабло, Дон Хосе получает назначение на должность учителя в Барселоне. Там же, несмотря на возраст, юный Пабло поступает в школу изящных искусств. В этот период художник пишет, еще в строгой, «академичной» манере, наиболее известны две работы – "Первое причастие" и "Наука и милосердие", в них проявляется творческая зрелость художника. В 1897 году Пикассо едет в Мадрид учиться в Королевской Академии Сан-Фернандо, но основную часть времени он проводит в залах Музея Прадо или просто прогуливается по городу.

Пабло Пикассо. Первое причастие. 1896гПабло Пикассо. Первое причастие. 1896г

Вскоре Пабло Пикассо стал чувствовать себя в Барселоне как дома, он часто посещал кафе “Els QuarteGats”, место сбора представителей передовых художественных и интеллектуальных направлений тех времен. В феврале 1900 года, Пикассо организует в кафе “Els QuarteGats” свою первую выставку. Осенью того же года Пикассо со своими друзьями первый раз едет в Париж. Там он знакомится с работами Сезанна, Боннара, Деля, Ван-Гога.


Голубой период творчества.

Начало "голубого периода " в творчестве художника, берет свое начало во второй поездке художника в Париж. После своего возвращения в Барселону, Пикассо начинает работать в совершенно другой манере, на его полотнах возникает круг безмолвного одиночества, голубой мир отщепенцев отвергнутых обществом.

Уже в то время, великий художник был склонен к изображению парадоксов и неожиданностям, его захватывает тяга к эксперименту, поиску своего пути в сложном сплетении течений и направлений искусства начала 20-го столетия. Обращение художника к образам нищеты, страдания, отчаяния обычно связывают с крайне тяжелыми условиями его жизни в столице Франции, а также с гибелью его друга, единомышленника, поэта и художника - Касахемоса, покончившего счеты с жизнью самоубийством.

Пабло Пикассо. Старый еврей с мальчикомПабло Пикассо. Старый еврей с мальчиком

С отвагой истинного художника, 20-летний Пикассо обращается к самому "дну" жизни. Он посещает больницы, приюты для нищих и душевно больных. Здесь он встречает героев своих полотен – обездоленных, калек, поруганных и выброшенных обществом людей. Не только жалость и сочувствие к ним хотел обнаружить художник своими картинами. Голубой мир безмолвия - это не только символ горя и страдания, это и среда гордого одиночества, нравственной чистоты. В его холстах появляется стилистика готики, особенно готической пластики с ее возвышенной выразительностью форм. В этот период Пикассо открывает для себя Эль Греко и Моралеси. В их работах он находит созвучную исканиям и настроению выразительность, символичность цвета, напряженную экспрессию форм, благородную возвышенность образов.

Типичное полотно Пикассо “голубого периода” – “Старый еврей с мальчиком”. В этой серии картин, художник как бы бросает вызов благополучию и равнодушию богатеев и обывателей. В героях своих произведений Пикассо видел носителей некоторых скрытых от обыкновенных людей истин, доступных только духовному взгляду, внутренней жизни человека. Большинство персонажей картин “голубого периода” написаны незрячими, они не имеют своего лица, живут только внутренним миром, их тонкие пальцы постигают не внешние формы окружающих предметов, а их потаенную суть.


Розовый период творчества.

В 1904 году, Пикассо окончательно переезжает в Париж, на Монмартр. В монохромной голубизне холстов Пикассо появляются тени, постепенно становясь господствующим акцентом. Этот период творчества художника получает наименование “розовый”. Конечно, смысл новых поисков художника был, само собой, не в изменении текстуры картин. Иначе этот период творчества называют “цирковым”, это более точно передает его настроение содержание. На полотнах Пикассо появляется совершенно иной мир – мир комедиантов и цирковых актеров. Причины новых исканий художественных образов далеко не однозначны. В Париже художника влекли нравственные ценности иного свойства. В те годы, Пикассо уже прекрасно знал французскую, испанскую и даже имел представление о русской литературой.

Французские друзья вводят его в литературные клубы Парижа, в романтический быт поэтов и художников Монмартра с его жизненной неустроенностью и неопределенностью, но постоянной готовности к поддержке и взаимопомощи.

Пабло Пикассо. Девочка на шареПабло Пикассо. Девочка на шаре

Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан, очевидно, и увлечением цирком. В начале 1905 года вместе с Сальмоном и Аполлинеру, он становится завсегдатаем знаменитого цирка Медрано. Но на полотнах художника сам цирк и цирковые представления не появляются. Его больше занимает актер, творец, создатель атмосферы циркового чуда, в основном классические персонажи кочевого цирка – клоуны, арлекины. Пикассо изображает их вне сцены, очень редко во время репетиции, гораздо чаще – в повседневной жизни, в кругу семьи, но обязательно в сценических костюмах своих персонажей. Это их особый знак отличия от общей массы. Группа странствующих актеров, для Пикассо, – особое сообщество вольных людей, где возможно существование только искренних привязанностей и нет места обману. В этом микромире все вместе делят и радость удачи, и горечь поражений.

Пикассо очень остро ощущал противоречия мира. Он прекрасно понимал, насколько неустойчиво и иллюзорно придуманное им сообщество актеров, теряющееся в большом, зачастую враждебном мире. Тревога художника отображена лицах его героев настороженностью и затаённой печалью. Особенно явственно обнаруживается неуверенность, тревожное ожидание в программных полотнах “розового периода” – “Странствующие комедианты” и “Комедианты на привале”.

Счастье и гармония появляются в картинах Пикассо только в кругу семьи. В серии произведений, которые возможно объединить под обобщающим названием “Семья арлекина”, художник показывает свое видение святого семейства. Герои его картин, как бы защищены от жестокой действительности нежностью и теплом любви к ребенку. Еще одна важная тема, проходящая через ранние работы Пикассо и выражающая веру в чистоту человеческих отношений - тема дружбы, в которой сильный, поддерживает и помогает слабому. Это повидавший жизнь клоун и застенчивый мальчик, мощный атлет и изящная девочка-акробатка, человек и животное.

Одна из самых значительных картин “розового периода” – “Девочки на шаре”. В основу структуры полотна положено сопоставление контраста и равновесия. Атлет и девочка, строгость куба и неустойчивость шара, монолит фигуры атлета на кубе и тоненькая фигурка девочки на шаре.

В образах девочки и атлета, проявляются ассоциативные образы единства противоположностей, разнообразных начал в жизни и человеке. Более глубокий ассоциативный ряд, уводит к средневековому символизму. В атлете можно предположить Доблесть, а в девочке-акробатке – Фортуну. Написанное в 1905 году полотно “Девочка на шаре” начинает первый классический период в творчестве художника. В этот период Пикассо пишет мир своей мечты, идеальный мир гордых и свободных людей. Но у Пикассо не хватает сил продолжительно творить в таком стиле, слабеет вера, наступает разочарование, художник останавливается и все бросает.

Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907Пабло Пикассо. Авиньонские девицы. 1907

Осенью 1906 года, после возвращения в Париж, Пикассо начинает писать “Авиньонских девиц”. Картина завершена в начале 1907 года. Пикассо словно обращается к первозданным, самым примитивным основам бытия, когда добро соседствует со злом, уродство с красотой. “Смерть хорошему вкусу!” – провозглашает Пикассо, осуществляя в “Авиньонских девицах” дерзкую идею, которую, никогда еще не знала история искусств. По мере создания полотна он раскрыл, что они становятся отражением той стороны жизни, которая осуждалась веками, так как была далека от утонченной роскоши, нарядности и внешнего блеска.

Отрицание хорошего вкуса было сразу замечено и стало широко использоваться футуристами и экспрессионистами. Автор этого отрицания – Пикассо, и не в программах и манифестах, а в раскованной композиции “Авиньонских девиц”.

Кубизм.

Стараясь добиться от своих произведений своего рода высшей реальности, Пикассо экспериментировал с самыми разными приемами и способами. Порой, он с такой точностью изображал предметы, что фотографии по сравнению с ними казались всего лишь карандашными набросками. В других картинах он подчеркивал игру света и тени, добиваясь впечатляющего трагического эффекта. Но чаще ему удавалось достичь "более реального, чем сама реальность", путем ярко выраженного искажения: художник изменял природный вид предметов, чаще всего человеческого тела, чтобы отвлечь зрителя от традиционных способов восприятия и направить к другому, более высокому постижению видимого мира.

Пабло Пикассо. Дружба. 1908гПабло Пикассо. Дружба. 1908г

Пикассо уже пробывал обращаться к искажению в своих ранних работах, в эскизах, где часто попадаются карикатурные преувеличения, выполненные ради собственного удовольствия. Но только в 1906 году, деформации в его картинах с изображением людей достигают такой крайности, что становятся темой его искусства.

Аналитический кубизм (новейшая, созданная Пабло Пикассо и Жоржем Браком в 1909 г., система живописи) заключалась изображении на картине, одновременно нескольких сторон одного и того же предмета, словно рассматриваемого с разных сторон. Пикассо соединял в одном портрете изображения анфас и профиль, раскрывая всевозможные грани изменчивого человеческого существа. Все эти стороны сливаются в единую и неповторимую фигуру или символ, при этом каждая из них дает условный ключ к пониманию, к особому варианту восприятия образа и картины в целом.

С 1907 по 1914 гг. Пикассо и Брак работают в тесном сотрудничестве, и практически не возможно установить, чей вклад в развитие кубизма, на каком этапе больше. Пикассо занимается превращением любых форм в искаженные геометрические блоки, изменяет и сокрушает объемы, рассекая их на плоскости и грани. Перспектива теряется, палитра становится монохромной, и не смотря на то, что начальная цель кубизма заключалась в том, что бы более убедительно отобразить чувство пространства и бремени масс, картины художника стали похожи на непонятные ребусы. Для того чтобы восстановить связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак, включают в свои полотна различные элементы, типографские шрифты, куски газет, обои, папиросные коробки – так появляется новое направление искусства - коллаж.

Создавая коллажи, авторы, одновременно представляли не только разные точки зрения, но и многообразие “истин”, каждая из которых не менее “истинна”, чем все остальные. Все, что уходит в глубь, затем вмешивается в наше поле зрения оптической иллюзией, и открывает новое направление эмоциональной реакции, включает в действие воображение зрителя. Осенью 1916 года Пикассо согласился участвовать в постановке «сюрреалистического» балета «Парад» для Сергея Дягилева. Пикассо серьезно увлекся идеей этого «Русского балета» и в содружестве с автором помогает полностью переделать сценарий и сценографию. Через месяц он уезжает с труппой Русского балета в Рим, где работает над декорациями и костюмами, а так же знакомится с большинством балетных артистов русской труппы.

Пикассо. Коллаж Гитара. 1913г.Пикассо. Коллаж Гитара. 1913г

Пикассо - один из величайших художников нашего времени, но он немного беспокоился о живописной стороне своих полотен, и в этом состояло ключевое расхождение художника с его другом Матиссом. Холсты Пикассо порой выглядят руководством по живописи, нежели работами, написанными с аккуратным усердием. Пикассо был чужд академической ортодоксальности: заменяя чуждый ему каррарский мрамор всевозможными бросовыми материалами – проволокой, жестью, лоскутьями, деревянными рейками. У Пикассо был необычный дар - способность преобразовать любых вещи в шедевры.

В период “синтетического кубизма” Пикассо удивил мир количеством своих творений, многие из них почти не известны, так, как были сделаны, из недолговечныхи хрупких материалов.

На выставке в Гран-Палэ в Париже в 1979 г. Можно было увидеть множество работ художника, исполненных из таких материалов, как жесть, картон, бумага, дерево. Отдельные из этих работ были невелики, и, видимо, содержались художником в упаковочных коробках с самого момента их завершения.

Пабло Пикассо. Герни́ка 1937 г. написанная для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

"Герника" 1037 г., отмечает начало продуктивной и удачной поры в творчестве Пикассо, когда его оптимизм, не имел границ. Это самая известная живописная работа художника, отразившая ужас и мерзость войны. Вступление во Французскую коммунистическую партию воодушевило его на сотворение голубей мира. Пикассо создал целый мир бестиарий из образов домашних животных и сов – серьезных и комичных. Это, менее интеллектулизированное творчество отражало общую тенденцию послевоенных лет, но оно вскоре было поглощено непреодолимой волной захлестнувшего мир абстракционного искусства.

Пабло Пикассо. Жаклин со скрещенными руками. 1954г.Пабло Пикассо. Жаклин со скрещенными руками. 1954г.

Послевоенный период творчества Пикассо можно назвать счастливым. Он сблизился с Франсуазой Жило, которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Пикассо уезжает из Парижа на юг Франции, где создает среднеземноморские по духу, полные радости солнца, пляжа и моря картины. В 1953 году Франсуаза Жило и Пабло Пикассо разошлись. Это послужило началом тяжелого морального кризиса, который ярко отразился в серии замечательных рисунков, выполненных в ироничной манере и выразивших всю горечь старости и скептическое настроение по отношению к самой живописи. В 1954 году художник встретил Жаклин Рок, ставшей через четыре года его женой. Встреча вдохновила его на серию статуарных портретов.

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству. Можно, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи . Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе».

Пикассо умер в апреле 1973 года на своей вилле Notre-Dame-de-Vie и похоронен возле принадлежавшего ему замка.