John Heartfield. No Pasaran! John Heartfield. No Pasaran!
John Heartfield. No Pasaran!John Heartfield. Hurrah, the Butter Is Finished!

История коллажа

John Heartfield политический фотомонтаж

John Heartfield mit Polizeipräsident ZorgiebelJohn Heartfield: John Heartfield mit Polizeipräsident Zorgiebel, 1929 г.

Джон Хартфилд (John Heartfield, настоящее имя Helmut Herzfeld 1891 – 1968 г.г.), один из самых ярких художников Германии 20-го века. Широкую известность получил как основатель нового направления в фотографии - политический фотомонтаж.

Обучение графике начал в 1907 г. в мюнхенской Школе прикладного искусства, далее продолжил его в училище художественного ремесла в Берлине-Шарлоттенбурге в 1912 г. В 1915 году Хельмут Херцфельд выразил свой протест против германского военного патриотизма и имперского национализма, американизацией своих имени и фамилии, став Джоном Хартфилдом.

John Heartfield: Hjalmar oder das wachsende Defizit, AIZ, 14, 1934John Heartfield: Hjalmar oder das wachsende Defizit, AIZ, 14, 1934 г.

В 1919–1920 гг. один из активных участников "Клуб Дада" в Берлине. В этот период опубликован первый коллаж из фотографий одного из создателей и ведущих мастеров политического фотомонтажа. В ранних, "Дадаистских" работах, значителную роль выполняет момент эпатажа. В конце 1920-х гг. Джон Хартфилд выработал свой особый стиль фотомонтажа, основой стиля являлось объединение художественной фотографии, графического рисунка и текста, "текстовое послание серьезно усиливает воздействие и упрощает восприятие композиции" – таково мнение мастера.

Для Джона Хартфилда в его композициях из фотоснимков, главной целью было ярко выраженное послание, отраженное в используемых образах. Большинство его фотоколлажей, в отличие от работ Пабло Пикассо, состоят из газетных снимков или их частей. Хартфилд собрал коллекцию из фотографий всех политических лидеров того времени, а затем составлял свои знаменитые коллажи. Часто выступая не только как генератор идей, но и как организатор всех подготовительных работ, направляя и ставя задачи целому штату своих фотографов.

John Heartfield: Krieg und Leichen, AIZ 18, 1932.John Heartfield: Война и трупы, AIZ 18, 1932 г.

Стиль коллажей Джона Хартфилда - минимальная художественная эстетика, но с максимальная точностью, техничность и направленность.

Фотомонтаж, для Джона Хартфилда, был чем-то гораздо более значимым, чем для его коллег.

Главные элементы творчества Хартфилда — символика, отчуждение и сатира. Его монтажам присуща лаконичность, они обладают большой силой воздействия. Работы Хартфилда периода активного сотрудничества с журналом "Arbeiter Illustrierte Zeitung" (издание КПГ), близки фотоколлажам Э. Лисицкого и А. Родченко, но отличаются от них большей сатирической направленностью и социальной заостренностью.

John Heartfield. Und sie bewegt sich dochИ всё-таки она вертится! (Et pourtant, Elle себе deplace), 1945 г.

Главнейшим врагом Хартфилда был фашизм. Именно по этой причине главными персонажами его работ являются вожди фашистской Германии и те, кто оказывает им серьезную поддержку - крупный капитал, военщина, идеологи нацизма.

1928–38 гг. период расцвета творчества Хартфилда, время когда его творчество приобрело известность во всем мире.

В 1931–32 гг. жил и работал в СССР, в 1933 г. Хартфилд бежал от преследования нацистов в Прагу. В 1934 году Джон Хартфилд принял активное участие в международной выставке карикатуры, которая вызвала разногласия на дипломатическом уровне, между Чехословацкой республикой и Германией. Вскоре после этого, опасаясь последствий своей антифашистской деятельности, Хартфилд переехал в Англию. В 1939 году на организованной им выставке в галерее "Arcade" (Лондон), Хартфилд показал новую серию своих антифашистских работ - «Война одного человека против Гитлера». Не смотря на переезды, Хартфилд постоянно продолжал свою активную, антифашистскую деятельность. Только в 1948 году, Хартфилду удалось вернулся в Германию, сначала в Лейпциг, а затем он переехал в Восточный Берлин.

В ГДР, власти отнеслись к Хартфилду, как к любому человеку с активной жизненной позицией - с большой настороженностью. Лишь в 1956 г. он был восстановлен в партии (СЕПГ). Тем не менее его талант публициста не был востребован, к тому же последние годы он тяжело болел. Занимался оформлением книг и театральных постановок (работал с Б. Брехтом в театре "Berliner Ensemble"). В 1957 г. был избран в Академию искусств ГДР.