John Heartfield. No Pasaran!John Heartfield. Hurrah, the Butter Is Finished!

История коллажа

Происхождение термина DADA

Dada ArtDada Art

Основатель течения "Dada", в дальнейшем один из его активннейших участников, поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara) нашел в словаре слово, или даже термин - "dada". "На языке одного из негритянских племен, оно обозначает хвост священной коровы, а в некоторых районах Италии так называют мать, это может быть означать детскую деревянную лошадку, кормилицу, вдвое усиленным утверждением в русском языке. Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Во всяком случае — что-то абсолютно бессмысленное, что с этого момента стало самым удачным названием для всего течения" — написал Тцара в своем манифесте 1918 года.

Так появилось одно из самых известных направлений в истории коллажа, имеющие ярко выраженную антивоенную и антибуржуазную направленность. Дадаизм поддерживал идеи лево-радикальных политических течений анархического и коммунистического толка.

Причины появления Дадаизма

Dada ArtDada Art

Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Лозунг Дадаистов гласил: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего".

Основополагающими принципами дадаистов считались отрицание канонов и стандартов в искусстве, абсолютная иррациональность, разочарованность в мире и цинизм. Считается, что дадаисты являются предшественниками сюрреалистов, предлагавших абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. К основателям дадаизма обычно относят поэтов Тристана Тцару, Рихарда Хюльзенбека, Хуго Балля, а так же художников Макса Эрнста, Ханса Арпа, Марселя Янко.

Течение Дада в изобразительном искусстве

Dada ArtDada Art

Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, — способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, .. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). В дадаизме выделяют три основных направления коллажа: "цюрихский" - случайный коллаж, "берлинский" - манифестационный коллаж и "кёльнско-ганноверский"- коллаж поэтический.

Коллаж в Цюрихе

Dada ArtDada Art

В Цюрихе дадаисты делали основной акцент на случайный порядок элементов, отсутствие логики в создании коллажей. К примеру, Ханс Арп создавал свои работы просто высыпав на лист картона кусочки разноцветной бумаги, а за тем приклеивая их на места, которые они заняли при падении. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: "Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер". "Созданные вопреки какой либо закономерности" коллажи Арпа в формальном отношении достаточно скупы и абстрактны, обращены во внутрь, на собственно процесс своего создания.

Берлинский коллаж

Dada ArtDada Art

Коллаж берлинских дадаистов состоит из множества элементов, обычно несет в себе, ярко выраженный, политический, протестующий смысл. Художник Георг Гросс утверждал: - коллаж позволяет обойти запреты цензуры, передав в изобразительной форме, то что нельзя выразить словами. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. Художники работающие в стиле "берлинского коллажа", что бы выделить свои работы относительно "изобразительного", кубистского коллажа, называют свои работы "фотомонтаж", а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. Принципиальное отличие берлинской группы дада от цюрихской было сформулировано художником Раулем Хаусманом: "В Швейцарии дадаизм был скорее "артистической игрой", а Берлин вынужден был выражать свое отрицательное мнение против конфликтов, вызванных Первой мировой войной, а за тем распространением большевистской теории". Первая мировая война, прошедшая мимо благополучной Швейцарии, не обошла Берлин ипринесла в город голод и смуту. Отречение от прав на престол Вильгельма II, Ноябрьская революция, убийство видных немецких коммунистов Розы Люксембург и Карла Либкнехта, установление Веймарской республики — это события всго двух лет, на фоне которых работали и творили участники берлинского Клуба Дада: Георг Гросс, Виланд Херцфельде, его брат Джон Хартфилд, Хюльзенбек, Иоганнес Баадер, Хаусман, Ханна Хёх.

Dada ArtDada Art

Все участники группы выступали за радикально левые взгляды, были яростныим противниками буржуазной республики Эберта и Шейдермана, но открыто вступили в ряды Коммунистической партии Германии, только Георг Гросс и Хартфилд. Поддерживая радикальные перемены в политическом курсе, группа настоятельно требовала радикальных перемен в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, должно было прийти искусство открытое окружающей действительности, отображающее перемены в настроениях и требованиях масс. Была оглашена необходимость отказаться ото лжи в пользу настоящей объективности, озвучить саму реальность, с этой целью идеально подходила техника коллажа. Результатом применения техники коллажа к фотографическим снимкам, признаваемым дадаистами за их беспристрастную достоверность "оправданной образной формой передачи фактов", родился фотомонтаж — искусство, перерождения фотоматериалов, показывающее, как одновременно с разрушением, действительность чудесным образом превращается в совершенно новое . Фотомонтаж считается более сложной, но одновременно и более точной формой подачи информации, так как в отличие от единичного фотоснимка, выхватившего из действительности одно событие, точнее всего лишь его короткий момент, коллаж совмещает множество событий, сопоставляя или наоборот противопоставляя их. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Техника, коллажа, как писал Рауль Хаусман, «обладала значительной пропагандистской силой, использовать которую у их современников не хватало смелости".

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Dada ArtDada Art

Третья интенция — придание коллажу свойств поэтического произведения — используется в кёльнских работах Макса Эрнста, а также в ассамбляжах Курта Швиттерса, работавшего в немецком Ганновере. Не смотря на то, что стиль работ этих художников не совпадает, их объединяет понимание коллажа как явление, достаточно родственное поэзии. Курт Швиттерс писал: "В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же элемент противопоставляется элементу, материал — материалу". В свою очередь Макс Эрнст дал следующее определение коллажу: "…техника коллажа есть систематическая эксплуатация искусственно спровоцированного или случайного совпадения нескольких разнородных реальностей в мало подходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при сближении этих реальностей".

  • Заказать
    • Фотоколлаж
      • .. из фотографий
      • .. детский
      • .. портретный
      • .. свадебный
      • .. обработка фото
    • Полиграфия
      • Дизайн
      • .. визитки
      • .. бланки
      • .. листовки
      • .. буклеты
      • .. плакаты
      • .. модули
    • Упаковка
    • Flash
  • Почитать
    • FAQ
      • .. коллаж
      • .. дизайн
    • История коллажа
      • .. История коллажа
      • .. Дадаизм
      • .. Пабло Пикассо
      • .. Джордж Брак
      • .. Джон Хатерфилд
      • .. Аппликация
      • .. Ассамбляж
      • .. Бриколлаж
      • .. Декупаж
    • Статьи
      • Все статьи
      • .. Конкурентные преимущества
      • .. Экспресс формула
      • .. Технологии воздействия
      • .. Стратегия рекламы
      • .. Как пишут PR тексты
      • .. Стоковые фотографии
      • .. Эффективные каталоги
      • .. Как покупают рекламу
      • .. Составлене листовки
      • .. Проверенный путь
      • .. Иллюстрации
      • .. История одного заказа
      • .. Функциональная упаковка
      • .. Успешное сотрудничество
    • Справочная информация
      • .. Стандартные форматы
      • .. Искусство дизайна
  • Посмотреть
    • Портфолио
      • Все работы
      • .. Листовки, буклеты
      • .. Упаковка
      • .. Коллажи
      • .. Flash-анимация, заставки
      • .. Анимация
      • .. Банеры
    • Галереи
      • Все галереи
      • .. Космос
      • .. Каньоны
      • .. Автомобили
      • .. Санкт-Петербург
      • .. Изборск
  • Скачать
    • Библиотека
      • Элементы для дизайна
      • .. фон (background)
      • .. банты
      • .. коробки
      • .. венки
      • .. белые элементы
      • .. цветы
      • .. растения
      • .. рамки
      • .. гирлянды
      • .. сердца
      • .. этикетки
      • .. кружева
      • .. надписи
      • .. страницы
      • .. узоры
      • .. подвески
      • .. ленты
      • .. игрушки
      • .. винтаж
      • .. часы
      • .. разное
  • Цена
  • Контакты